Развитие системы школьного образования является одним из приоритетных направлений российской государственной политики. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев следующим образом определил будущее школе: «Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. От нее будет зависеть успех развития нашего общества». Основу «Новой школы» должны составить федеральные образовательные стандарты, программы обучения и учебно-методические комплексы нового поколения (далее по тексту – УМК), а также применяемые в учебном процессе передовые педагогические и информационно-коммуникационные технологии. Одной из самых острых проблем в системе школьного образования является организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий. У каждого учителя за многие годы практически накоплен собственный педагогический опыт и выработан свой стиль взаимодействия с учащимися и поэтому порой бывает очень трудно изменить привычный стиль преподавания. Это всегда сопровождается определенной ломкой внутренних представлений и привычек. В этой связи переходный период к «Новой школе» потребует от педагогических работников огромных усилий в части перестройки собственного сознания, понимания и усвоения новых требований и задач. В настоящее время в Российском обществе идет обсуждение проекта федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Этот документ всколыхнул все общество, за всю историю страны не было ни одного документа, который так быстро и так массово собрал бы против принятия этого документа подписи представителей интеллигенции. Каким должно быть школьное образование – академическим, как было в «старой школе» или – социально направленным, предложенным Минобрнауки России путем введения для старших классов всего четыре обязательных предмета: Россия в мире, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и подготовка индивидуального проекта. Как утверждают его авторы, «образовательный стандарт рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством». Пока договориться с обществом не получилось, и проект отправлен на переработку. Как педагог с тридцатилетним стажем, считаю, что школьное образование должно быть и академическим и социальным одновременно. Разрабатываемые федеральные документы по созданию новых стандартов должны дать ответы на волнующие наше общество вопросы: Какова глобальная цель преобразований российской общеобразовательной школы? Каким должен быть выпускник этой школы? Что он должен знать и уметь? В настоящее время Минобрнауки России переработало проект федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, оставив для старших классов одиннадцать из девятнадцати предметов. Эти одиннадцать учебных дисциплин, по всей видимости, и будут формировать новый облик школьного образования. Освободившиеся часы должны пойти на более глубокое изучение оставшихся учебных дисциплин. Анализ современной нормативной правовой базы и методических документов в области школьного образования показывает, что отличительной чертой «Новой школы» должны стать технологии в преподавании на базе учебных программ и УМК нового поколения. Кроме того, основным критерием качественного образования становится социализация обучения учащихся, то есть, выпускник должен уметь использовать полученные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач. Таким образом, для меня как учителя иностранного языка английский язык как школьный предмет превращается в инструмент познания и социализации. Одновременно, для развития особо одаренных детей, необходимо создавать по отдельным дисциплинам более высокого порядка учебные программы (например, это могут быть дистанционные программы индивидуального обучения или программы по элективным курсам). В «Новой школе» принципиально меняют требования к педагогическим и руководящим кадрам. Работа педагога теперь будет оцениваться не только с точки зрения достижений учащихся, но и с точки зрения его профессионального роста. Показателем успеха в профессиональной деятельности учителя, а учащихся в учебе могут стать их индивидуальные достижения, отражаемые в личных портфолио. Таким образом, облик «Новой школы» будет формироваться с учетом:
-
принятых федеральных образовательных стандартов; новых требований к педагогическим и руководящим кадрам;
-
направленности обучения учащихся на социализацию, как основного критерия качественного образования;
-
учебных программ и УМК нового поколения;
-
учебных дистанционных программ индивидуального обучения и программ по элективным курсам;
-
передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
-
портфолио учителя и портфолио ученика, как основного показателя их успешности.
В целом, чтобы вписаться в новую систему школьного образования педагог должен владеть:
-
принятыми федеральными стандартами второго поколения;
-
учебными программами и УМК новыми поколениями;
-
технологией разработки дистанционных учебных программ индивидуального обучения, а также программ по элективным курсам;
-
передовыми педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями;
-
технологией создания портфолио учителя и портфолио ученика, а так же организацией работы с ним.
Таким образом, для меня как для учителя английского языка на первый план выносятся решение следующих основных задач:
-
переход на новое поколение УМК в связи с введением школьных стандартов общего начального и основного образования;
-
нацеливание учащихся на использование полученных знаний, умений и навыков по иностранному языку в реальной жизни для решения практических задач;
-
повышение мотивации учащихся к изучению второго иностранного языка;
-
создание системы мониторинга и контроля по английскому языку, апробация новых пакетов контрольных измерительных материалов;
-
разработка Программ и других учебных материалов по английскому языку для повышения эффективности профильного обучения;
-
разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения по английскому языку;
-
совершенствование технологий обучения, контроля и оценивания на всех этапах обучения учащихся английскому языку;
-
подготовку учащихся к ЕГЭ по английскому языку. применение инновационной деятельности в области изучения английского языка на практике;
-
развитие своей профессиональной компетентности, как учителя английского языка.
В целом профессиональный успех учителя зависит от выполнения им своих функциональных обязанностей. Профессиональные достижения дают ему ощущение самореализации, личного роста и самоуважения.
Т.И. Заика
|