МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ОДНОЙ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Оценивание знаний и умений учащихся в процессе контроля считается одной из самых сложных задач в учительской практике, что было подтверждено Методическим письмом о преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы в условиях введения программы «Столичное образование - 5».
Основной дидактической функцией контроля является обеспечение обратной связи между учителем и обучающимися, получение учителем объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Объектом оценивания является выполненное задание. При этом учитываются как качественные, так и количественные показатели работы обучающихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т.д. При этом очень важно понимать, что оценка - это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение. Количественные манипуляции с оценочными суждениями (баллами) недопустимы. Чтобы избежать соблазна использовать оценки как числа, во многих странах мира они имеют буквенное обозначение, например А, В, С и т.д.
Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку понимают (и определяют) как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения.
Таким образом, контроль можно отнести к важнейшим элементам учебного процесса, основной задачей которого является определение уровня полученных знаний, умений и навыков в процессе обучения.
В качестве примера контроля за усвоением учебного материала по английскому языку предложен методический подход оценивания знаний учащихся 5-х классов при проведении тематического контроля на заключительном этапе формирования умений и навыков лексико-грамматического перевода по теме «Used to».
Целью этого контроля являлась установление уровня овладения учащимися 5-х классов учебного материала по использованию оборота «Used to» в повествовательных, отрицательных и вопросительных (общий вопрос) предложениях.
Применение оборота «Used to» для каждого из указанных типов предложений по-разному строят его конструкцию. Поэтому овладение учащимися данным учебным материалом осуществлялось через оценку применения оборота «Used to» к каждому из этих типов предложений.
Объектом контроля являлись полученные знания и сформированные умения и навыки учащихся по применению оборота «Used to» в трех разных типах предложений и правильном написании пройденной лексики.
За эталон принято правильное применение оборота «Used to» для каждого из трех заданных типов предложений, которые включены в контрольную работу, повествовательных, отрицательных и вопросительных (общий вопрос).
При этом были установлены и доведены до учащихся следующие критерии оценки результатов выполняемой работы:
а) если учащийся уверенно справился с применением оборота «Used to» во всех трех типах предложений, то считается, что он освоил учебный материал на 100% - оценка «отлично»;
б) если учащийся справился с применением оборота «Used to» в двух типах предложений, а в третьем не справился, или справился частично, то считается, что он усвоил учебный материал на 70% - оценка «хорошо»;
в) если учащийся справился с применением оборота «Used to» в одном из трех типов предложений, а в двух других типах справился частично, то считается, что он усвоил учебный материал на 50% - 60% - оценка «удовлетворительно»;
г) если учащийся справился с применением оборота «Used to» только в одном из трех типов предложений, то он усвоил учебный материал только на 30% - оценка «неудовлетворительно».
В результате контрольной работы было установлено, справился ли ученик с задачей по применению оборота «Used to» в каждом типе предложений (повествовательном, отрицательном и вопросительном) и если не справился то, чем это может быть объяснено (незнанием, неумением выполнять действия, невнимательностью и т.д.).
Одновременно с проверкой усвоения материала по теме «Used to», проверялось знание учащимися пройденной лексики.
Результаты контрольной работы учеников 5 класса по применению оборота «Used to» приведены в таблице.
Таблица. Результаты контроля по теме «Used to», проведенного 16.12.2009 г.
№ п/п |
ФИО |
Оценивание работ |
Примечание |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Повествовательные предложения (всего 4 предложения) |
Отрицательные предложения(всего 3 предложения) |
Вопросительные (общий вопрос) предложения (всего 2 предложения) |
Уровень овладения учебным материалом по теме «Used to» (%) |
Оценка за знание правила |
Количество ошибок по лексики |
Оценка за знание лексики |
|||
1 |
УЧЕНИК 1 |
4/0 |
3/0 |
2/0 |
100 |
5 |
1 |
5 |
материал усвоен на 100%, лексику знает на «отлично» |
2 |
УЧЕНИК 2 |
1/3 |
0/3 |
0/2 |
0 |
2 |
5 |
3 |
материал не усвоен, лексику знает слабо |
3 |
УЧЕНИК 3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
отсутствовал (болел) |
4 |
УЧЕНИК 4 |
0/4 |
0/3 |
0/2 |
0 |
2 |
9 |
2 |
материал не усвоен, лексику не знает |
5 |
УЧЕНИК 5 |
1/3 |
0/3 |
0/2 |
0 |
2 |
8 |
2 |
материал не усвоен, лексику не знает |
6 |
УЧЕНИК 6 |
4/0 |
3/0 |
2/0 |
100 |
5 |
5 |
3 |
материал усвоен на 100%, лексику знает слабо |
7 |
УЧЕНИК 7 |
4/0 |
0/3 |
0/2 |
30 |
2 |
9 |
2 |
материал усвоен на 30%, лексику не повторил |
8 |
УЧЕНИК 8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
отсутствовал (болел) |
9 |
УЧЕНИК 9 |
4/0 |
2/1 |
2/0 |
70 |
4 |
3 |
4 |
материал усвоен на 70%, ошибки по невнимательности |
10 |
УЧЕНИК 10 |
3/1 |
2/1 |
2/0 |
70 |
4 |
4 |
4 |
материал усвоен на 70%, ошибки по невнимательности |
Примечание: в числителе – количество правильно выполненных предложений;
Данные в таблице свидетельствуют о том, что учебный материал по теме «Used to» является сложным для усвоения учениками 5-х классов.
Используя данный методический подход в оценивании знаний и умений учащихся была показана объективная необходимость углубленной подготовки учеников 5-го класса к годовой контрольной работе путем периодической проработки данного материала в течение учебного года.
По результатам контроля за усвоением учебного материала выявляются группы риска, планируется индивидуальная работа с учащимися, их родителями, классными руководителями.
Литература
1. Большая современная энциклопедия «Педагогика», «Структура контрольно-оценочного акта», «Контрольно-оценочной деятельности недостатки». – Минск, ИООО «Современное слово», 2005. – с. 245.
2. А.Б. Воронцов. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. – М., 2002. – с. 8 – 23.
3. К.С. Махмурян, Г.А. Корникова, Е.Г. Белоножкина, О.В. Каплина, Т.Ю. Крючкова, В.И. Пономарева, Н.И. Долбик-Воробей. Методическое письмо о преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы в условиях введения нового московского регионального базисного учебного плана. – М.: МИОО, – 2007.
4. К.С. Махмурян, Г.А. Корникова, Е.Г. Белоножкина, О.В. Каплина, Т.Ю. Крючкова, С.Д. Майдонова. Методическое письмо о преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы в условиях введения программы «Столичное образование - 5». – М.: МИОО, – 2008.
5. К.С. Махмурян, Г.А. Корникова, Е.Г. Белоножкина, О.В. Каплина, В.В. Лавриков, С.В. Майдонова. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы. – М.: МИОО, – 2010.